Medievalism

Великаны: отцы-основатели или...?



Согласно легендам, первыми обитателями Британии были великаны. Легенды полагают, что происходили они от Ноева сына Хама и явились в Британию во втором тысячелетии до Р.Х. из Африки. О прежнем населении Британии никаких сведений не сохранилось; если оно и было, его благополучно съели, не позаботившись о сохранении его культурного наследия. Короля великанов звали Альбион. Он был сыном Посейдона и дал свое имя всему острову. С тех пор Британия называется Туманным Альбионом. Правда, существует также мнение, что название «Альбион» происходит от имени принцессы Альбины, дочери короля Сирии, высланной на этот остров вместе с пятьюдесятью другими женщинами, совершившими страшный грех мужеубийства. Оказавшись в пустынном краю (неизвестно, были уже тогда в Британии великаны из племени Хама или нет), эти мегеры вступили в брачный союз с духами и от них породили опять-таки великанов.

У первой легенды существует продолжение. В конце своего долгого и благополучного царствования потомок Хама, сын Посейдона Альбион отправился на помощь двум своим братьям, которые сражались в то время во Франции (в Галлии, Франции в то время еще не было) с Гераклом (это сражение известно как десятый подвиг Геракла). С прибытием Альбиона Гераклу пришлось несладко, однако Зевс вызволил своего любимца, обрушив на великанов дождь из камней. Так погиб Альбион, и по сею пору на месте древнего сражения можно видеть разбросанные каменные глыбы, причем место это известно в анналах как Йалэбион(!). После его смерти великаны жили в Британии еще 600 лет; однако постепенно их стало меньше. Дольше всего они продержались в Корнуолле. Упоминания об Англии как об Альбионе встречаются в исторических источниках начиная с III тысячелетия до Р.Х., и если царь великанов здесь ни при чем, то разгадку названия следует скорее всего искать в латинском слове albus - «белый», что связывают с величественными белыми скалами на побережье Британии; однако эта этимология представляется не менее спорной, чем обе предыдущие - ведь источники-то эти греческие! Более вероятно, по мнению некоторых исследователей, происхождение этого названия от кельтского «алп» - «высокая земля» (одним из этих исследователей является знаменитый Готфрид Монмутский).

Но вернемся к великанам. История сохранила имена некоторых из них. Это, например, Короморан (убитый Джеком - грозой великанов), Болстер, Колбранд, Идрис, Вэйд (у последнего был корабль под названием Гингилот - ничего не напоминает?..), Трегеагл и даже Онион («луковица»); от последнего сохранилось только имя. У некоторых из великанов экзотические и благозвучные кельтские имена ( например, Урнах, Бландебор, Денбрас). Известны и некоторые дамы-великаны - например, Кэйллих и Клэншид.

Большинство известных науке великанов промышляли людоедством, имели великолепное обоняние и умели строить каменные жилища, а при случае и прокладывать дороги (о некоторых дорогах в Англии до сих пор идет спор - римляне их проложили или великаны?). Развлечения у великанов были по большей части простые и немудрящие: так, например, они обожали бросаться камнями. Иной раз просто хлебом не корми - дай только камнями пошвыряться. Эта наклонность великанов отражена у К.С.Льюиса в сказке «Серебряное Кресло», где герои вынуждены пройти долиной великанов; последние сидят в скалах по обе стороны дороги и перебрасываются огромными камнями, не обращая на путешественников никакого внимания и не производя впечатления особо интеллигентных существ. Правда, в той же сказке тем же героям приходится позднее встретиться с великанами куда более утонченными и знающими толк в кулинарии... Каменными мячами играют великаны и у Толкина в «Хоббите» (во время грозы, когда гномы и Бильбо перебираются через Туманные Горы). Несколько раз на великанов ссылается в том же «Хоббите» Гэндальф, приписывая им водружение посреди реки огромной скалы Каррок и надеясь подыскать какого-нибудь великана поприличнее, чтобы тот завалил камнями вход в орочью пещеру. Однако за пределами «Хоббита» великаны у Толкина не встречаются, и появление их вполне можно отнести за счет буйной фантазии какого-нибудь хоббита - переписчика «Алой Книги» или самого Бильбо.

С появлением в Британии христианства великаны там все еще жили. Пример тому - Аскапарт, похороненный где-то под Саутгэмптоном, Том Хикатриф из Норфолка, доживший до времен Вильгельма Завоевателя, и Трегеагд, который нес на себе тяжелую эпитимию за прошлые грехи - он обречен был изо дня в день черпать раковиной воду озера, затопившего его прежний дом, и местные жители слышали по временам вопли отчаявшегося закончить работу великана. Иногда на него набрасывались мучители-черти, и тогда бедняга мчался к стоявшей неподалеку полуразрушенной церкви св.Михаила, засовывал голову в окно и так спасался от своих недругов. В некоторых английских местечках до сих пор показывают туристам личные вещи некоторых великанов,- так, в Далтоне сохранился нож одноглазого: находчивый гигант наловчился с помощью этого ножа делать себе хлеб из человеческих костей. Сохранились легенды, заставляющие предположить, что миф о великане Полифеме, которого ослепил хитроумный Одиссей, заимствован древними греками именно с Британских островов.

Да, кстати, встречаемся мы с великанами и на страницах повести Толкина о фермере Джайлсе - но здесь речь идет о реальной доброй старой Англии, и Толкин просто погрешил бы против исторической правды, не введи он в свое повествование хоть какого-нибудь великана, пусть даже на эпизодическую роль. Но были в старой Англии и другие великаны, отнюдь не столь примитивные и кровожадные, и существование их отражено в родной из немногих дошедших до нас древнеанглийских поэм «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Поэму эту Толкин перевел в свое время на современный английский язык и специально изучал ее (ей посвящена одна из его знаменитых публичных лекций). В этой поэме рыцари Короля Артура встречаются с удивительным зеленым великаном, который, явившись на Рождество к Королю во дворец, бросает им вызов: он предлагает одному из них отрубить ему голову, и, когда родич Короля, Гавейн, вызывается спасти честь двора и нанести роковой удар, великан оказывается неуязвимым и, держа в руке собственную голову, предлагает смельчаку явиться через год к нему в Зеленую Часовню, не сообщая, где она находится, и принять ответный удар. Отважный Гавейн отправляется на верную смерть и долго ли, коротко ли, набредает на замок, где хозяин сообщает ему, что Зеленая Часовня недалеко, и предлагает юноше отдохнуть у него перед опасным поединком. Гавейн проводит у него три дня, в течение которых хозяин предлагает ему небольшое испытание, которое Гавейн выдерживает почти с честью - ПОЧТИ. Ради волшебного пояса, отводящего удар меча, Гавейн чуть-чуть преступает уговор с хозяином, надеясь, что тот об этом не узнает, и смело отправляется ан встречу с Зеленым Рыцарем. Чудовищный зеленый великан трижды - по числу дней, проведенных Гавейном в замке - замахивается на него топором, и лишь на третий раз чуть-чуть надрезает кожу на шее юноши, после чего превращается в хозяина замка, Гавейн же заливается краской стыда, видя, что разоблачен. Однако великодушный великан благословляет его, замечая, что теперь-то Гавейн сможет стать безупречным рыцарем - ведь он всегда будет помнить о своем маленьком проступке и раскаяние надежно убережет его от самого опасного для христианина греха - гордыни. Вернувшись к Королю Артуру, Гавейн без утайки рассказывает о приключившемся, проходит посвящение в рыцари и с тех пор всегда - в напоминание о своем грехе - носит на своем щите волшебный пояс. Нельзя, правда, отрицать, что Зеленый Рыцарь напоминает не только великана, но и эльфа,- однако от тех времен благодаря нормандскому завоеванию сохранилось так мало преданий, что внести окончательную ясность в этот вопрос возможным не представляется.

Об основном свидетельстве пребывания на Британских островах великанов - Стоунхендже - следует сказать отдельно. Хотя мы и не касаемся здесь легенд и преданий ирландских, к которым Толкин относился, кстати, с прохладцей, сравнивая их с разбитым витражом, все еще прекрасным, однако потерявшим смысл и связность (когда один критик усмотрел в «Хоббите» следы «безумных и прекрасных» кельтско-ирландских легенд, Толкин с ним решительно не согласился, заметив: "Они, не буду отрицать, действительно «безумны», но я-то в своем уме"), следы происхождения Стоунхенджа следует искать именно в Ирландии. Племя Хамово привезло туда с собой из Африки огромные камни, поскольку те обладали волшебной целительной силой, и представляли из себя нечто вроде походной аптечки. Великаны установили эти камни на холме в графстве Килдер и в случае болезни ложились под ответственным за эту болезнь камнем, сородичи же обливали камень водой, и струи, стекая с камня на страждущего великана, мгновенно излечивали беднягу. На радостях великаны танцевали вокруг камней, почему их и называли «Танец Великанов», или - по-латыни - Chorea Gigantum. После исчезновения великанов люди окружили это место религиозным почитанием. Однако в пятом столетии по Р.Х. британский король Эмрис обратился к волшебнику Мерлину с просьбой поставить достойный памятник убитым в сражении с саксами британским дворянам и предложил не изобретать велосипед, а просто-напросто перенести на место упокоения погибших те самые знаменитые камни. Телепортацией Мерлин не владел, поэтому он воспользовался волшебной силой только для того, чтобы помочь погрузить эти камни на корабли, прежде того хитроумно уговорив хозяина земли, на которой стояли камни, продать их. Ирландцы были в бешенстве (уж конечно, это не улучшило и без того от века натянутых отношений между англичанами и ирландцами, хотя первые еще не были тогда англичанами в строгом смысле этого слова).

Некоторые исследователи отвергают эту гипотезу о происхождении Стоунхенджа и считают его друидическим святилищем, не исключая возможности, что там приносились в свое время человеческие жертвы, тем более, что какие-то обгоревшие кости там найдены были. Однако кости оказались лошадиными. Между прочим, Стоунхендж упоминается в древнегреческих источниках четвертого столетия как святилище Аполлона. Местные гипербореи, по словам древнегреческого историка, раз в 19 лет имели счастье лицезреть самого Аполлона, который сходил к ним в святилище и играл на арфе. Само святилище описано как «спиралевидный храм», что похоже на Стоунхендж, в котором камни и правда располагаются по спирали. Но и друиды, у которых действительно были в ходу девятнадцатилетние священные циклы и главного бога которых - Мапона - благожелательный грек вполне мог спутать с Аполлоном, не могут претендовать на авторство в создании Стоунхенджа. В лучшем случае они воспользовались уже готовым сооружением.

Само слово «Стоунхендж» означает «подвешенные камни» (дело в том, что те камни, что положены поперек, имеют выступы, которые точно входят в вырубленные для них в верхних гранях стоячих камней пазы). Сегодня ученые относят его создание к третьему тысячелетию до Р.Х. - куда там друидам! Так что «великанская» гипотеза обретает новые весомые доказательства, особенно если учитывать вес камней - от 7 до 50 тонн. Причем доказано, что часть камней, более древняя, действительно была доставлена издалека - если не из Ирландии, то уж по крайней мере из соседнего Уэльса. И самое интересное: эти камни невозможно сосчитать, и никто не знает, сколько их там на самом деле: сколько ни считай, получается новый результат. Один булочник додумался однажды приехать к Стоунхенджу с возом булок и считал камни, кладя на каждый сосчитанный по булке, чтобы не просчитать его снова. Нет чтобы посчитать и уехать - так он вздумал для верности повторить процедуру и... получил другое число. Но обычно считается, что камней около восьмидесяти шести...

Однако ученые так и не смогли по существу возразить что-либо Байрону, который сказал о Стоунхендже следующие бессмертные слова:

"The Druid's groves are gone - so much the better. Stonehendge is not, but what the devil is it?"
("Друиды ушли, и нет более их священных рощ; что же, тем лучше. Что касается Стоунхенджа, то он стоит, как стоял: но, дьявол знает, что он такое есть на самом деле?")

© К.Клэншид
Наверх