Гномы в мифологии народов Европы
Гномы, в низшей мифологии народов Европы маленькие антропоморфные существа,
обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка или с палец,
но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды, иногда
наделяются козлиными ногами или гусиными лапами. Живут гораздо дольше, чем
люди. В недрах земли гномы хранят сокровища - драгоценные камни и металлы,
они - искусные ремесленники, могут выковать волшебные кольца, мечи и т.п.
Выступают как благодетельные советчики людей, иногда - враждебны им
(особенно черные гномы), похищают красивых девушек. Часто сами обращаются
за помощью к людям, приглашают повитух и щедро одаряют их сокровищами.
Гномы не любят полевых работ, которые вредят их подземному хозяйству.
Карлики, мифологические существа, отличающиеся необычайно малым ростом. Как
и великаны, в мифах они, как правило, представляют собой целый народ (в
произведениях фольклора же, наоборот, чаще действуют великаны и карлики -
одиночки). В разных мифологиях карлики изображаются живущими в пещерах, в
лесу, в воде, т.е. им свойственны функции "хозяев". Карлики могут
представляться каннибалами, похитителями женщин, но, с другой стороны, и
довольно безобидными существами, пугающими, но не причиняющими вреда (как в
большинстве традиций Северной Америки) или даже помогающими людям
(охотникам у эскимосов, у некоторых африканских племен, азиза - лесной
"маленький народ" в Дагомее - учат людей магии и культу). Карликовые
существа - эльфы, в германской фольклорной традиции рисуются злыми и
опасными, в английской - приветливыми и добрыми. В европейской традиции
карлики имеют ряд явно хтонических признаков, они связаны с горами,
кузнечным ремеслом, золотом и металлами, хранят сокровища, часто учат людей
ремеслам. Иногда они боятся света - солнечный свет превращает их в камень
(ср. Альвис в "Старшей Эдде"), с хтонической природой связано и
представление о плоскостопии карликов, их гусиных или вороньих лапах и т.п.
Особенно хороша развита мифология карликов в германо-скандинавской
традиции. Цверги - искусные кузнецы, они куют сокровища богов: золотые
волосы Сив, ожерелье Фрейи, кольцо Драупнир, принадлежащее Одину, и молот
Тора, они же изготавливают мед поэзии. Карликов многое роднит с великанами
(и те и другие относятся к классу тератологических существ, отличающихся от
людей только величиной). В подавляющем большинстве мифологических сюжетов
карлики и великаны практически не соприкасаются, в тоже время они легко
взаимозаменимы. Если в греческой мифологии небо поддерживает великан, то в
скандинавской - карлики. Те и другие могут выступать как мастера, как
правило, обманываемые человеком или богом, хотя карлики обычно умнее
великанов (в оппозиции "природа - культура" великаны ближе к природе, а
карлики к культуре). И те и другие часто гибнут от руки богов. Часто
карлики - это предыдущее население данной территории (у одних народов это
великаны, у других - карлики, ср. славянские предания о чуди,
коми-пермяцкие о чудах, ср. также карликов - первонасельников территории
манехуна на Гавайях, у африканских племен бассейна Убанги и т.п.), т.е. как
и великаны, они (если не относятся собственно к времени мифическому подобно
карликам в "Эдде" или титанам в греческой традиции) занимают промежуточное
положение между временем мифов и историческими эпохами (хотя карлики легче,
чем великаны, представляются сосуществующими с людьми, и вера в них во
многих традициях вполне актуальна). Представление о карликах как о прошлом
поколении, возможно, объясняет то, что (в компенсацию малых размеров) у них
подчеркиваются признаки зрелости и даже старости (длинная седая борода и
т.п.). В некоторых европейских традициях считается, что карлики достигают
полной зрелости в три года, а седая борода появляется у них в семь лет.
Карликам присуща явно выраженная эротическая функция. Они похищают женщин и
детей, в "Старшей Эдде" Альвис сватается к дочери Тора, а Фрейя проводит
ночь с каждым из четырех карликов, сковавших ее ожерелье. Эта функция
оказывается весьма устойчивой и в постмифологических фольклорных
образованиях, сохраняясь и в современных формах фольклора и даже в
литературе. Из литературных отражений мифологии карликов особого внимания
заслуживают романы английского писателя Дж.Р.Р.Толкиена (этнографически
совершенно точные).
Цверги, в германо-скандинавской мифологии карлики. В более поздних поверьях
они смешиваются с альвами и другими природными духами. Иногда цвергов
называют черными альвами, в отличие от остальных альвов - белых (светлых).
Они, согласно "Младшей Эдде", первоначально были червями в теле великана
Имира, из которго произошел мир, а по "Прорицанию вельвы" ("Старшая Эдда")
они были созданы из крови и костей Бримира - Блаина (вероятно, тот же
Имир). В "Прорицании вельвы" вставлен стихотворный перечень (т.н. тула)
имен цвергов. (Гутенбруннер считает, что это перечень не цвергов, а
альвов). Живя в земле и камнях, подобно червям, цверги боятся света, он для
них губителен (при лучах солнца они превращаются в камень). Hа этом основан
сюжет "Речей Альвиса" в "Старшей Эдде": Тор задает мудрому карлику Алвису,
сватающемуся к его дочери, вопросы вплоть до рассвета, который карлика
погубит. Цверги - искусные кузнецы. Согласно "Младшей Эдде" и другим
источникам, они изготовили сокровища богов-асов - их главные атрибуты:
Брисинги - ожерелье (Брисингамен) для богини Фрейи, цверги - "сыновья
Ивальди" по просьбе Локи - золотые волосы для богини Сив, а также
волшебный корабль Скидбландир для Фрейра и копье для Одина Гунгнир
карлики - братья Брокк и Эйтри (с которыми Локи поспорил, заложив свою
голову, что они не сделают трех равноценных этим сокровищ) изготовили вепря
с золотой щетиной для Фрейра, золотое кольцо Драупнир для Одина и молот
Мьелльнир для Тора, выиграв спор (из-за того, что Локи, принявший обличье
мухи, мешал кузнецам, рукоятка получилась коротковата, но все же боги
признали молот лучшим произведением карликов). Карлики Фьялар и Галар
изготовили из крови Квасира и пчелиного меда священный мед поэзии. Четыре
цверга, названные по странам света Hордри ("северный"), Судри ("южный"),
Аустри ("восточный"), Вестри ("западный"), поддерживают небо по четырем
углам земли (мотив, широко распространенный в мифологии различных народов.
© Словарь "Мифы народов мира", Москва, "Большая Российская Энциклопедия", 1998.
|