Medievalism

Гномы в мифологии народов Европы



Гномы, в низшей мифологии народов Европы маленькие антропоморфные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка или с палец, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды, иногда наделяются козлиными ногами или гусиными лапами. Живут гораздо дольше, чем люди. В недрах земли гномы хранят сокровища - драгоценные камни и металлы, они - искусные ремесленники, могут выковать волшебные кольца, мечи и т.п. Выступают как благодетельные советчики людей, иногда - враждебны им (особенно черные гномы), похищают красивых девушек. Часто сами обращаются за помощью к людям, приглашают повитух и щедро одаряют их сокровищами. Гномы не любят полевых работ, которые вредят их подземному хозяйству.

Карлики, мифологические существа, отличающиеся необычайно малым ростом. Как и великаны, в мифах они, как правило, представляют собой целый народ (в произведениях фольклора же, наоборот, чаще действуют великаны и карлики - одиночки). В разных мифологиях карлики изображаются живущими в пещерах, в лесу, в воде, т.е. им свойственны функции "хозяев". Карлики могут представляться каннибалами, похитителями женщин, но, с другой стороны, и довольно безобидными существами, пугающими, но не причиняющими вреда (как в большинстве традиций Северной Америки) или даже помогающими людям (охотникам у эскимосов, у некоторых африканских племен, азиза - лесной "маленький народ" в Дагомее - учат людей магии и культу). Карликовые существа - эльфы, в германской фольклорной традиции рисуются злыми и опасными, в английской - приветливыми и добрыми. В европейской традиции карлики имеют ряд явно хтонических признаков, они связаны с горами, кузнечным ремеслом, золотом и металлами, хранят сокровища, часто учат людей ремеслам. Иногда они боятся света - солнечный свет превращает их в камень (ср. Альвис в "Старшей Эдде"), с хтонической природой связано и представление о плоскостопии карликов, их гусиных или вороньих лапах и т.п. Особенно хороша развита мифология карликов в германо-скандинавской традиции. Цверги - искусные кузнецы, они куют сокровища богов: золотые волосы Сив, ожерелье Фрейи, кольцо Драупнир, принадлежащее Одину, и молот Тора, они же изготавливают мед поэзии. Карликов многое роднит с великанами (и те и другие относятся к классу тератологических существ, отличающихся от людей только величиной). В подавляющем большинстве мифологических сюжетов карлики и великаны практически не соприкасаются, в тоже время они легко взаимозаменимы. Если в греческой мифологии небо поддерживает великан, то в скандинавской - карлики. Те и другие могут выступать как мастера, как правило, обманываемые человеком или богом, хотя карлики обычно умнее великанов (в оппозиции "природа - культура" великаны ближе к природе, а карлики к культуре). И те и другие часто гибнут от руки богов. Часто карлики - это предыдущее население данной территории (у одних народов это великаны, у других - карлики, ср. славянские предания о чуди, коми-пермяцкие о чудах, ср. также карликов - первонасельников территории манехуна на Гавайях, у африканских племен бассейна Убанги и т.п.), т.е. как и великаны, они (если не относятся собственно к времени мифическому подобно карликам в "Эдде" или титанам в греческой традиции) занимают промежуточное положение между временем мифов и историческими эпохами (хотя карлики легче, чем великаны, представляются сосуществующими с людьми, и вера в них во многих традициях вполне актуальна). Представление о карликах как о прошлом поколении, возможно, объясняет то, что (в компенсацию малых размеров) у них подчеркиваются признаки зрелости и даже старости (длинная седая борода и т.п.). В некоторых европейских традициях считается, что карлики достигают полной зрелости в три года, а седая борода появляется у них в семь лет. Карликам присуща явно выраженная эротическая функция. Они похищают женщин и детей, в "Старшей Эдде" Альвис сватается к дочери Тора, а Фрейя проводит ночь с каждым из четырех карликов, сковавших ее ожерелье. Эта функция оказывается весьма устойчивой и в постмифологических фольклорных образованиях, сохраняясь и в современных формах фольклора и даже в литературе. Из литературных отражений мифологии карликов особого внимания заслуживают романы английского писателя Дж.Р.Р.Толкиена (этнографически совершенно точные).

Цверги, в германо-скандинавской мифологии карлики. В более поздних поверьях они смешиваются с альвами и другими природными духами. Иногда цвергов называют черными альвами, в отличие от остальных альвов - белых (светлых). Они, согласно "Младшей Эдде", первоначально были червями в теле великана Имира, из которго произошел мир, а по "Прорицанию вельвы" ("Старшая Эдда") они были созданы из крови и костей Бримира - Блаина (вероятно, тот же Имир). В "Прорицании вельвы" вставлен стихотворный перечень (т.н. тула) имен цвергов. (Гутенбруннер считает, что это перечень не цвергов, а альвов). Живя в земле и камнях, подобно червям, цверги боятся света, он для них губителен (при лучах солнца они превращаются в камень). Hа этом основан сюжет "Речей Альвиса" в "Старшей Эдде": Тор задает мудрому карлику Алвису, сватающемуся к его дочери, вопросы вплоть до рассвета, который карлика погубит. Цверги - искусные кузнецы. Согласно "Младшей Эдде" и другим источникам, они изготовили сокровища богов-асов - их главные атрибуты: Брисинги - ожерелье (Брисингамен) для богини Фрейи, цверги - "сыновья Ивальди" по просьбе Локи - золотые волосы для богини Сив, а также волшебный корабль Скидбландир для Фрейра и копье для Одина Гунгнир карлики - братья Брокк и Эйтри (с которыми Локи поспорил, заложив свою голову, что они не сделают трех равноценных этим сокровищ) изготовили вепря с золотой щетиной для Фрейра, золотое кольцо Драупнир для Одина и молот Мьелльнир для Тора, выиграв спор (из-за того, что Локи, принявший обличье мухи, мешал кузнецам, рукоятка получилась коротковата, но все же боги признали молот лучшим произведением карликов). Карлики Фьялар и Галар изготовили из крови Квасира и пчелиного меда священный мед поэзии. Четыре цверга, названные по странам света Hордри ("северный"), Судри ("южный"), Аустри ("восточный"), Вестри ("западный"), поддерживают небо по четырем углам земли (мотив, широко распространенный в мифологии различных народов.

© Словарь "Мифы народов мира", Москва, "Большая Российская Энциклопедия", 1998.


Наверх